Дорожное происшествие. Один вопрос и 12 советов.


Обсуждение | Ответить | Обновить список
Отправлено: Dok 15 Июня 2004 г. в 14:26

Вчера позвонил мне один уважаемый саабер с вопросом. На его глазах молодая девушка, катавшаяся на роликах упала и со всей дури ударилась головой об асфальт. На некоторое время потеряла сознание. Настоящий СААБер не мог проехать мимо (в отличие от большинства прогуливающихся). Порадовал голос СААБера – без паники, спокойный, рассудительный, без крика и истеричных ноток, столь часто слышимых нами, врачами, в подобных ситуевинах. Вопрос был такой - ЧТО ДЕЛАТЬ? (Н.Г.Черни) Я ответил. ВВиду того, что настоящий СААБер может попасть в подобную ситуацию отвечу для всех.
----------
Заранее извиняюсь, если вы не найдете в этом посте ничего полезного и тихо матеря старенького доктора вернетесь к привычному пролистыванию порносайтов
----------
Изолированная черепно-мозговая травма (ЧМТ) - частая травма при ДТП и на улицах (падение, драка, падение предметов с высоты на голову и т.п.) Изолированная - это когда пострадала только голова. Часто такая травма возникает при ДТП при непристегнутых ремнях, при отсуствии подушки, при несработавшей подушке (в 25% случаях по статистике!!!).

Первое. При ЧМТ главный принцип - "НЕ НАВРЕДИ!". Пострадавшего надо уложить. Если он зажат в машине - откинуть голову на подзатыльник. Категорически не давать встать, куда-то пойти, перемещать с места на место.

Второе. Оценить сознание. Если может ответить на вопросы (число, месяц рождения, адрес, номер телефона) - скорее всего идет речь о нетяжелой ЧМТ - сотрясении головного мозга. Если отвечает, но путается, или невпопад - в оглушении, т.е. тоже сотрясение, но более тяжелое. Если неконтактен (не реагирует на окрик, пощипывание за мочку уха) - без сознания. Это либо тяжелое сотрясение либо ушиб головного мозга. Последнее - самое опасное. Постарайтесь точно (по секундной стрелке) заметить, какое время человек был без сознания.

Третье. Вызвать врача. Любым наиболее быстрым способом.

Четвертое. Если человек в сознании, то просто нужно находиться рядом, постараться успокоить, но не перегружать разговорами. Желательно вести отвлеченную беседу одновременно контролируя уровень сознания. Пить не давать до приезда врача! В лучшем случае - смочить губы или положить на губы носовой платок, смоченный водой.

Пятое. Если пострадавший находился без сознания, но потом пришел в себя у него скорее всего будет амнезия на травму, т.е. он не сможет вспомнить обстоятельства травмы, почему он лежит на асфальте и т.д. Не надо заставлять его вспомнить, не надо рассказывать ему ужасы (мол, родились в рубашке, тяжелое ДТП, еще бы чуть-чуть и... и т.д.)

Шестое. Если пострадавший без сознания - положить на спину, голову осторожно повернуть набок. Если начнется рвота - голову удерживать на боку, чтоб не захлебнулся. Не пытаться открыть ему глаза, шлепать по щекам, тормошить. На мужчинах – развязать галстук, на женщине – расстегнуть (но не снимать!) бюстгальтер или корсет.

Седьмое. Если дело происходит зимой - подложить под голову шарф, шапку, перчатки, варежки. Пострадавшего укутать, согревать. Если дело летом, то можно рядом (!!!), а не НА голову положить пузырь со льдом или бутылку холодной воды, пива, лимонада и т.д.

Восьмое. К этому моменту уже начнут собираться любопытные. Отогнать. Не слушать советов (зачастую дающий совет еще больший профан, чем вы).

Девятое. Если у пострадавшего течет кровь из носа (если при этом собственно травмы носа и лица не было) - это плохо. В смысле прогноза. Кровь остановить введением кончика носового платка в ноздрю, можно ПРИложить ( а не положить!) кубик льда, ту же бутылку с холодным. Если у пострадавшего течет какая-то непонятная жидкость из уха, такая светлая или слегка желтоватая (ликвор), часто вперемешку с кровью - это грозный симптом. Постараться сообщить выехавшему врачу или еще раз позвонить в скорую или 03 и рассказать про эту жидкость (есть шанс, что к вам приедет уже не девочка, вчера окончившая медучилище на "тройки", а пришлют специализированную бригаду).

Десятое. Если происшествие застало вас на трассе. Обеспечьте покой. Обеспечьте тень (если жарко). Пытайтесь вызвать врача на место. Если это нереально – транспортируйте до ближайшей больницы, но старайтесь сделать все, чтобы этого не делать. Если ситуация безвыходная: пострадавший без сознания должен лежать или почти лежать. Только на заднем сиденье или на переднем, но с разогнутой спинкой. Тогда вы садитесь сзади, зажимаете голову пострадавшего между своими бедрами (а не коленями!). Имейте ввиду, при транспортировке человека без сознания голову надо фиксировать, иначе она будет болтаться из стороны в сторону.

Одиннадцатое. Транспортировать пострадавшего без сознания с ЧМТ лучше всего на щите, досках. Поэтому, не старайтесь гнаться за мнимым комфортом. В кузове бортового ЗИЛА на дощатом полу вы его довезете в большей сохранности, чем в 9-5Айре. При транспортировке гнать не надо! А то можно успеть! Скорость движения должна быть небыстрой, а главное вести машину надо монотонно – без ускорений и торможений. Пусть даже 30 кмч, но монотонно, чем 180, но с неизбежными тормозами и ускорениями.

Двенадцатое. Последнее. Самая тяжелая ЧМТ на дорогах – это перелом основания черепа (я исключаю открытую ЧМТ, когда происходит частичное или полное разрушение вещества головного мозга, - это просто труп и делать с ним ничего не надо). Самый верный симптом перелома основания черепа – это быстрорастекающиеся синяки под обеими глазами (симптом «очков»), часто сопровождаются резким отеком переносицы, носовым кровотечением, вытеканием ликвора из уха. Рецепт один – выполнить все пожелания и ждать врача. Если у пострадавшего с ЧМТ в бессознательном состоянии возникают судороги – не надо пытаться удержать его руки и ноги. Это пустые хлопоты. Держать надо только голову, чтоб она не билась о твердую поверхность. Держать удобнее всего за уши или за волосы. Или сесть в изголовьи на коленки, положить голову себе на ладошки и придержать большими пальцами с боков.
---------
Еще раз прошу извинить уважаемую публику, если мой труд причинил вам неудобство. Желаю, чтоб вышеописанные проблемы никогда не коснулись вас в жизни. А если уж и придецца, то желаю вам хладнокровия и мужества при выполнении моих советов.
Удачи!


Обсуждение:



Ответить

Обязательные поля: Имя, Тема, Сообщение

Имя

E-Mail

Тема

Сообщение

Адрес странички

Название странички

Адрес картинки (только .jpg или .gif)


SAAB Talk Board